Урбанисты и эксперты по городскому планированию со всего мира ищут способы улучшить городское пространство, дать свободу пешеходам и сократить количество вредных выбросов. Одни выбирают радикальный подход и собираются полностью запретить любые виды транспорта в определенных частях города, другие вводят мягкие ограничения и отдают предпочтение велосипедам. Business Insider составил подборку из 10 городов, которые меняют городскую инфраструктуру в пользу пешеходов.
Осло, Норвегия
В Осло к 2019 году планируют полностью запретить въезд автомобилей в центр города. А через шесть лет этот запрет вступит в силу по всей стране. Столица Норвегии будет активно инвестировать в общественный транспорт и заменит 56 км автомобильных дорог велодорожками.
Мадрид, Испания
К 2020 году автомобилям будет запрещен въезд на территории площадью 500 акров в центре Мадрида, а 24 улицы будут переоборудованы в пешеходные. Власти города разработали план развития устойчивой мобильности, который позволит сократить ежедневное использование автомобильного транспорта с 29% до 23%. Водители, не согласные с новым порядком, будут платить штрафы в размере минимум $100, а владельцы автомобилей, загрязняющих экологию, будут больше других платить за парковку.
Чэнду, Китай
Чикагские архитекторы Эдриан Смит и Гордон Джилл разработали план нового жилого района в Чэнду, в котором ходить пешком будет комфортнее и приятнее, чем ездить на автомобиле. Улицы будут спроектированы таким образом, что путь из точки А в точку Б будет занимать не больше 15 минут.
При этом в городе не запретят автомобили полностью — только 50% дорог освободят от машин. Изначально проект планировали реализовать к 2020 году, но этот срок пришлось сдвинуть из-за проблем с зонированием.
Гамбург, Германия
Немецкий город намерен сделать пешие и велосипедные прогулки основным способом перемещения. В ближайшие 20 лет Гамбург ограничит использование автомобилей, а некоторые зоны сделает доступными только пешеходам и велосипедистам. Также в городе планируют создать «зеленую сеть» территорий, которые будут соединены между собой и куда люди смогут добраться без машины. В состав этих территорий войдут парки, детские и спортивные площадки, а также кладбища. К 2035 году эта сеть должна покрыть 40% Гамбурга.
Копенгаген, Дания
На сегодняшний день более половины населения столицы Дании ежедневно ездит на работу на велосипеде. Всего в Копенгагене оборудовано более 320 км велодорожек, а процент владения личными автомобилями в городе один из самых низких в Европе.
Копенгаген планирует оборудовать веломагистраль, которая соединит столицу с прилегающими окраинами. В 2014 году было открыто 28 новых трасс, а к концу 2018 появится еще 11. Также власти города обещали к 2025 году сделать столицу полностью углеродно-нейтральной.
Париж, Франция
В 2014 году в Париже на один день было запрещено ездить на автомобилях с четными номерами, в результате чего степень загрязнения воздуха в столице сократилась на 30%. Теперь власти города хотят ограничить машинам доступ в центр города. С июля в центр Парижа в будние дни не имеют права заезжать водители автомобилей, выпущенных до 1997 года. В случае нарушения этого закона автомобилисту полагается штраф.
К 2020 году в городе также планируют в два раза увеличить число велодорожек и выделить отдельные улицы только под электромобили. Кроме того, в Париже регулярно проводятся дни без автомобиля.
Лондон, Великобритания
С 2020 года в столице Англии будет введен запрет на автомобили на дизельном топливе. На текущий момент машинам с дизельными двигателями запрещено появляться в некоторых частях города. В пиковые часы за въезд в неположенную зону взимается штраф в размере $12,5 — так называемый налог на загрязнение.
Брюссель, Бельгия
Большинство улиц в центре вокруг главной площади, биржи и Рю Нев (эпицентре шопинга) всегда были предназначены исключительно для пешеходов. Это самая большая территория без машин в Европе после Копенгагена.
С 2002 года в столице проводятся Недели мобильности, когда предпочтение отдается общественному транспорту. В сентябре в Брюсселе на один день будет полностью запрещено автомобильное движение в центре. Также скоро один из популярных четырехполосных бульваров переоборудуют в пешеходную зону. Кроме того, с 2018 года в столице Бельгии будет введен запрет на вождение дизельных автомобилей, выпущенных до 1998 года.
Мехико, Мексика
В апреле этого года власти Мехико ввели запрет на въезд определенного количества машин в городской центр. Запрет действует два будних дня в неделю, а также по субботам два раза в месяц. Автомобили отбираются случайным образом по номерам. Это ограничение затрагивает около 2 млн автомобилей, благодаря чему значительно сокращается концентрация смога в столице Мексики.
Нью-Йорк, США
Хотя Нью-Йорк не планирует пока вводить запрет на использование автомобилей, число пешеходных зон, велодорожек и точек общественного транспорта растет.
Некоторые территории, например Таймс-сквер, Херальд-сквер и Мэдисон-сквер уже доступны только пешеходам. Часть городского пространства временно освобождают от автомобилей по особым дням.
источник: